СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по иностранным языкам
единого государственного экзамена
1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по иностранному
языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их
государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения
среднего и высшего профессионального образования.
2.
Документы,
определяющие содержание экзаменационной работы
1. Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным
языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы /
Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004.
2. Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1809 от 05.03.2004
г.).
3. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку
2-11 классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ.
Астрель, 2004.
4. Программы общеобразовательных
учреждений. Английский язык для 10-11
классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение,
2003.
5. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий
язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. –
М.: издательство «Просвещение», издательство МАРТ, 2004.
6. Программы общеобразовательных
учреждений. Французский язык для 1-11
классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение,
2001.
7. Программы общеобразовательных
учреждений. Испанский язык для 5-11 классов школ с углубленным изучением
иностранных языков. -М.: Просвещение,
2005.
При разработке КИМ также учитываются:
8. Общеевропейские
компетенции владения иностранным языком:
Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.
3. Структура экзаменационной работы
Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».
2
Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте Государственного стандарта по иностранным языкам, во все разделы экзаменационной работы наряду с заданиями базового уровня включаются задания повышенного и/или высокого уровня сложности.
Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.
В работу по иностранному языку включены задания с выбором ответа из 3-х или 4-х предложенных (28 заданий), 16 заданий открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и 2 задания открытого типа с развернутым ответом.
Базовый, повышенный и высокий уровни заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы1 следующим образом:
Базовый уровень – A2+2
Повышенный
уровень – В1
Высокий уровень – В2
Таблица 1
Распределение заданий экзаменационной работы по разделам
N |
Разделы работы |
Кол-во заданий |
Соотношение оценок выполнения отдельных частей работы в общей оценке (в % от макс. балла) |
Максимальный первичный балл |
Тип заданий |
1 |
Аудирование |
15 |
25% |
20 |
Задания на соответствие, с выбором ответа и с кратким ответом |
2 |
Чтение |
9 |
25% |
20 |
|
3 |
Грамматика и лексика |
20 |
25% |
20 |
|
4 |
Письмо |
2 |
25% |
20 |
Задания с развернутым ответом |
1Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
2 Поскольку весь возможный спектр уровней владения
иностранным языком представлен в документе
Совета Европы лишь шестью уровнями, очевидно, что внутри каждого из них можно
выделять
определенные подуровни. Обозначение базового уровня ЕГЭ как А2+ означает, что
из описания уровня А2
для подготовки заданий базового уровня разработчики ориентируются на
дескрипторы, лежащие ближе к
уровню В1, а не к А1.
3
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений
В аудировании и чтении проверяется сформированность умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется понимание структурно-смысловых связей текста, а в аудировании – понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия.
В разделе «Грамматика и лексика» проверяются умения применять соответствующие лексико-грамматические знания в работе с иноязычными текстами.
В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов.
Соотношение проверяемых знаний и умений и первичных баллов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений
Проверяемые элементы содержания |
Кол-во заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент от максимального тестового балла |
Аудирование |
|||
Понимание основного содержания прослушанного текста |
1 |
6 |
25% |
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации |
7 |
7 |
|
Полное понимание прослушанного текста |
7 |
7 |
|
Чтение |
|||
Понимание основного содержания текста |
1 |
7 |
25% |
Понимание структурно-смысловых связей текста |
1 |
6 |
|
Полное и точное понимание информации в тексте |
7 |
7 |
|
Грамматика и лексика |
|||
Грамматические навыки |
7 |
7 |
25% |
Лексико-грамматические навыки |
6 |
6 |
|
Лексико-грамматические навыки |
7 |
7 |
|
Письмо |
|||
Письмо личного характера 1 |
|
||
Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме |
1 |
20 |
25% |
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
В разделах «Аудирование» и «Чтение» представлены задания, относящиеся к трем разным уровням сложности. В разделе «Грамматика и лексика» – к двум (базовому и повышенному). В разделе «Письмо» задания относятся к базовому и высокому уровням сложности.
Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице.
Таблица 3
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий |
Кол-во заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального тестового балла |
Базовый |
16 |
32 |
40% |
Повышенный |
15 |
20 |
25% |
Высокий |
15 |
28 |
35% |
Итого |
46 |
80 |
100% |
Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.
6. Жанрово-стилистическая принадлежность текстов, используемых в разделах «Аудирование» и «Чтение»
Аудирование: высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, прагматические (объявления) и публицистические (интервью, репортажи) аудиотексты.
Чтение: публицистические, художественные, научно-популярные и прагматические тексты.
Распределение текстов определенной жанрово-стилистической принадлежности по заданиям разного уровня сложности представлено в таблице 4.
|
Аудирование |
Чтение |
Базовый |
Краткие
высказывания информационно-прагматического
характера |
Краткие
тексты информационного и научно-популярного характера |
Повышенный |
Беседа или высказывание в стандартных ситуациях повседневного
общения |
Публицистические (напр. рецензия) и
научно-популярные тексты |
Высокий |
Интервью, развернутое тематическое высказывание, репортаж |
Художественный или публицистический
(напр. эссе) текст |
Таблица 4
7. Требования к отбору текстов
Тексты, используемые для заданий всех разделов, должны отвечать следующим требованиям:
•
выбранный отрывок должен характеризоваться законченностью, внешней связностью и внутренней осмысленностью;
•
содержание должно учитывать возрастные особенности выпускника, не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского
и жизненного опыта экзаменуемого;
•
текст должен соответствовать жанру, указанному в описании задания;
•
содержание не
должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим
признакам;
•
текст не должен
быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными,
цифровыми данными;
•
языковая сложность
текста должна соответствовать уровню подготовки экзаменуемых (базовый,
повышенный, высокий).
8. Время выполнения работы
Время выполнения четырех письменных разделов экзаменационной работы – 160 мин. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:
Аудирование – 30 мин.
Чтение – 30 мин.
Грамматика и лексика – 40 мин.
Письмо – 60 мин.
9. План экзаменационной работы
Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы по данному языку находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
6
Содержание единого государственного экзамена по
иностранному языку отражено в обобщенном
плане экзаменационной работы. Обобщенный план экзаменационной работы
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания с выбором ответа и с кратким ответом ученик получает 1 балл. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.
Уровень сформированности комплекса продуктивных речевых умений и навыков выпускников определяется экспертами, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2009 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутым ответом, подготовленными ФИПИ, на основе Критериев и схем оценивания выполнения заданий разделов «Письмо» (задания С1–С2), а также дополнительных схем оценивания конкретных заданий.
Особенностью оценивания заданий С1–С2 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Содержание» все задание оценивается в 0 баллов.
При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 – 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 – 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Тестовый балл определяется умножением первичного балла на коэффициент 1,25 с округлением полученного результата до целого балла согласно стандартным правилам округления.
11. Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по иностранному языку включают звуковоспроизводящую (раздел 1 «Аудирование») аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий раздела 1 «Аудирование».
12. Общие требования к процедуре проведения ЕГЭ
12.1. Специфика структуры и формата ЕГЭ по иностранным языкам определяет специфику кадрового обеспечения экзамена.
7
Проведение ЕГЭ по иностранным языкам осуществляется с привлечением специалистов по данному предмету:
1.
Председатель
предметной комиссии;
2. Ответственный эксперт по подготовке и проведению
установочного семинара для экспертов,
проверяющих выполнение заданий раздела 4 «Письмо»;
3. Эксперт, оценивающий задания в разделе «Письмо».
Кроме них привлекаются организаторы.
12.1. Для проведения ЕГЭ по иностранным языкам на ППЭ
выделяются аудитории для проведения письменной части (1 аудитория на группу
экзаменуемых в 15 человек).
12.2. Каждая аудитория для проведения экзамена оснащена
аппаратурой, обеспечивающей качественное воспроизведение аудиозаписей.
12.3. Все ответы экзаменуемых на задания раздела 4 оцениваются
двумя независимыми экспертами.
12.4. Результаты первого, второго и, при необходимости, третьего оценивания ответа экзаменуемого в разделе Письмо фиксируются экспертами в Бланках-протоколах оценивания ответов на задания С1–С2.
13. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
14. Изменения в КИМ
Из КИМ исключен раздел 5 «Говорение». В спецификацию экзаменационной работы внесен новый пункт о требованиях к текстам, используемым для заданий всех разделов; в п.11 «Система оценивания отдельных заданий и работы в целом» уточняются принципы оценивания письменных работ, в которых не соблюдается требуемый объем.
Приложение План экзаменационной работы ЕГЭ 2009 года по иностранным языкам
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).
№ |
Обо- |
Проверяемые |
Коды проверяемых |
Уровень |
Макс. |
Пример- |
|
значе- |
элементы |
элементов |
слож- |
балл за |
ное время |
|
ние |
содержания |
содержания |
ности |
выпол- |
выполнения |
|
зада-ния в работе |
|
по кодификатору |
задания |
нение задания |
задания (мин.) |
Раздел 1. Аудирование
1 |
B1 |
Понимание основ-ного содержания прослушанного текста |
3.1 |
Б |
6 |
10 |
2 |
А1 |
Понимание в про-слушанном тексте запрашиваемой ин-формации |
3.2 |
П |
1 |
8 |
3 |
А2 |
3.2 |
П |
1 |
||
4 |
А3 |
3.2 |
П |
1 |
||
5 |
А4 |
3.2 |
П |
1 |
||
6 |
А5 |
3.2 |
П |
1 |
||
7 |
А6 |
3.2 |
П |
1 |
||
8 |
А7 |
3.2 |
П |
1 |
||
9 |
А8 |
Полное понимание прослушанного текста |
3.3 |
В |
1 |
12 |
10 |
А9 |
3.3 |
В |
1 |
||
11 |
А10 |
3.3 |
B |
1 |
||
12 |
А11 |
3.3 |
B |
1 |
||
13 |
А12 |
3.3 |
B |
1 |
||
14 |
А13 |
3.3 |
B |
1 |
||
15 |
А14 |
3.3 |
В |
1 |
||
Итого |
|
|
|
20 |
30 |
|
|
|
Раздел 2. Чтение |
|
|
|
|
16 |
B2 |
Понимание основ-ного содержания текста |
2.1 |
Б |
7 |
7 |
17 |
В3 |
Понимание струк-турно-смысловых связей текста |
2.4 |
П |
6 |
8 |
18 |
А15 |
Полное понимание информации в тексте |
2.2 |
В |
1 |
15 |
19 |
А16 |
2.2 |
В |
1 |
||
20 |
А17 |
2.2 |
В |
1 |
||
21 |
А18 |
2.2 |
В |
1 |
||
22 |
А19 |
2.2 |
В |
1 |
||
23 |
А20 |
2.2 |
В |
1 |
||
24 |
А21 |
2.2 |
В |
1 |
||
Итого |
|
|
|
20 |
30 |
Раздел 3. Грамматика и лексика |
||||||
25 |
В4 |
Грамматические навыки |
5.2.1 (англ., исп., франц.яз.) 5.2.2 (англ., исп. яз.) 5.2.3 (англ.,
исп., нем., 5.2.4 (англ., исп. яз.) 5.2.5 (англ.,
исп., нем., 5.2.6 (англ., исп., нем. яз.) |
Б |
1 |
10 |
26 |
В5 |
Б |
1 |
|||
27 |
В6 |
Б |
1 |
|||
28 |
В7 |
Б |
1 |
|||
29 |
В8 |
Б |
1 |
|||
30 |
В9 |
Б |
1 |
|||
31 |
В10 |
Б |
1 |
|||
32 |
В11 |
Лексико-грам- матические навыки |
5.1.2 (франц.яз.) 5.2.2 (нем.яз., франц.яз.) 5.2.3 (франц.яз.) |
Б |
1 |
15 |
33 |
В12 |
Б |
1 |
|||
34 |
В13 |
Б |
1 |
|||
35 |
В14 |
Б |
1 |
|||
36 |
В15 |
Б |
1 |
|||
37 |
В16 |
Б |
1 |
|||
38 |
А22 |
Лексико-грам- матические навыки |
5.3.3 (англ. яз.) 5.3.3 (исп. яз.) 5.3.3 (нем. яз.) 5.3.2 (франц. яз.) |
П |
1 |
15 |
39 |
А23 |
П |
1 |
|||
40 |
А24 |
П |
1 |
|||
41 |
А25 |
П |
1 |
|||
42 |
А26 |
П |
1 |
|||
43 |
А27 |
П |
1 |
|||
44 |
А28 |
П |
1 |
|||
Итого |
20 |
40 |
||||
Раздел 4. Письмо |
||||||
45 |
С1 |
Письмо лич-ного характера |
4.3 |
Б |
20 |
25 |
46 |
С2 |
Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме |
4.6 |
В |
35 |
Итого 20 60
Всего заданий – 46,
из них по типу заданий: А – 28, В – 16, С – 2; по уровню
сложности: Б – 16, П – 15, В – 15. Максимальный первичный
балл за работу – 80. Общее время выполнения работы – 160 мин.